Презентация 120 лет профсоюзному движению
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
В 2025 профсоюзному движению в России исполняется 120 лет.
35 лет – Общероссийскому Профсоюзу образования.
Изучение исторического опыта профсоюзов имеет несомненное теоретическое и практическое значение для нашего времени. Актуален этот опыт для современного профсоюзного работника и активиста потому, что многие формы, средства и методы деятельности профсоюзов прошли проверку временем и с учетом новых условий и требований жизни могут и должны оттачиваться, совершенствоваться и развиваться.
Воспитание историей обеспечивает преемственность в развитии профсоюзного движения. Нельзя понять закономерности функционирования профсоюзов в обществе, не зная их исторического прошлого, их сложного, противоречивого и мучительного опыта участия в классовых противоборствах, в борьбе за экономические и социальные интересы человека труда.
История профсоюзов России состоит из 3-х этапов: до революции (февраль 1917 года), советский и постсоветский.
До 1917 года работники в России вели борьбу за право, самоорганизовавшись, отстаивать свои трудовые интересы. Тогда речь шла о завоевании тех прав которые сегодня рассматриваются как неотъемлемые: право на восьмичасовой рабочий день, право на страхование, право на объединение в союз и многие другие не спустились с небес, не были они и великодушными дарами сильных мира сего. Каждое из прав полито кровью, потом и слезами тысяч униженных, но нашедших в себе силы собраться, заявить о своих нуждах и бороться.
В советский период профсоюзы были включены в государственный механизм, они стали в нем элементом, отвечающим за рост благосостояния и трудовую безопасность.
Третий этап, начавшийся с развала СССР, вывел профсоюзы из-под государственной поддержки, вынудил их учиться вступать в конкурентные отношения с работодателями.
Но на каждом этапе решались практически одни и те же вопросы: социально-экономические, только решения и рецепты были разные.
СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА.
Отмена крепостного права в 1861 году увеличила количество свободных рабочих рук. Освобожденные крестьяне стали основой нового класса неимущих людей, готовых трудиться на предприятиях.
В 80-ых годах 19 века Россия встала на путь ускоренного промышленного развития: увеличилось количество текстильных мануфактур, металлургических заводов, росла добыча угля, развивались нефтяные промыслы, расширялась сеть железных дорог. Рабочий класс в России вырос с 3,2 млн. человек в 1860 году до 14 млн. в 1900-м.
В начале XX века в России резко обострились противоречия между трудом и капиталом. Рабочий день длился от 10 до 14-16 часов, при крайней низкой заработной плате. Условия труда и быта не отвечали элементарным санитарным нормам и технике безопасности. Отсутствовали охрана труда, социальное страхование, медицинская помощь. Был распространен детский труд, даже для детей с 8 лет. Работники находились в полной зависимости от своего работодателя. Они были вынуждены пользоваться хозяйским жильем, покупать продукты по завышенным ценам в фабричных лавках. Отдельным бичем рабочих были штрафы, которые фабриканты устанавливали за малейшие провинности.
Отсутствие легальной возможности отстаивать свои права способствовало росту революционных идей. Еще в 19 веке попытки образовать и возглавить рабочих предпринимались самыми разными политическими партиями. Появились первые политические организации, заявлявшие о необходимости борьбы за права рабочего класса.
В начале 1900-х годов глава Московского охранного отделения, а позже глава Особого отдела Департамента полиции Сергей Зубатов, понимая, что «рабочий класс, будучи разъярен социалистической пропагандой, представляет серьезную угрозу существующему строю», предложил помогать рабочим создавать легальные союзы, ставящие целью защиту экономических прав рабочих. Предполагалось, что тем самым рабочие не попадут под влияние политических движений.
Позже «зубатовские» организации появились и в Санкт-Петербурге.
Волна забастовок в стране нарастала. Так, 31 декабря 1904 года на бакинских нефтепромыслах в результате всеобщей стачки был подписан первый в истории России коллективный договор. Вот как оценивал его подписание через пять лет после событий один из организаторов стачки Иосиф Сталин: «Это была действительная победа бедняков-пролетариев над богачами-капиталистами…Из «амшары» и «вьючного животного» мы сразу превратились в людей, борющихся за лучшую жизнь! Вот что нам дали декабрьская забастовка и декабрьский договор!».
В соответствии с коллективным договором рабочий день уменьшился с 11 до 9 часов. Заработная плата увеличилась с 80 копеек до одного рубля за один день. Для мастеровых было предусмотрено квартальное довольствие и деньги на оплату квартиры. Рабочие получили возможность выражать свою волю через своих делегатов.
Начавшаяся в январе 1904 года война с Японией обострила все противоречия общественной жизни в России.
Одна искра могла вызвать взрыв народного возмущения, и такой искрой стала стачка рабочих Путиловского завода в Санкт-Петербурге.
В декабре 1904 года на Путиловском заводе, одном из крупнейших машиностроительных и металлургических заводов, были несправедливо уволены четверо рабочих. Все они были членами «зубатовского» Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга – легальной рабочей организации, лидером которой был священник Георгий Гапон.
3 января 1905 года на защиту уволенных поднялся весь завод. Зазвучали требования коренного улучшения условий труда и восьмичасового рабочего дня. Путиловский инцидент взбудоражил весь город. К 8 января бастовало 90% петербургских рабочих.
Под руководством Георгия Гапона была составлена петиция к царю с перечнем рабочих нужд.
9 января 1905 года мирное массовое шествие рабочих, пытавшееся пройти с петицией на Дворцовую площадь, было расстреляно. Погибло, по разным данным, от одной до двух сотен человек, несколько сотен рабочих получили ранения.
Это событие, получившее название «Кровавое воскресение», стало прологом первой русской революции.
Позже, Витте, председатель Комитета министров России, находясь в эмиграции, напишет: «Революционных выступлений могло бы и не быть, если бы царское правительство и капиталисты не были глухи к нуждам рабочих и их семей».
Организуя кровавую расправу, правительство рассчитывало задушить нарастающее рабочее движение в зародыше. Но результат оказался иным. В стране началась политизация масс, ее ведущей силой стал пролетариат.
И все же возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения 1905-1907 г.г. От стихийности рабочие переходили к более высокому этапу своей организации. Постепенно стали приниматься на общих собраниях рабочих уставы профсоюзов. В Уставы включались важнейшие правовые проблемы: признание властями выборных рабочих депутатов, свобода стачек, союзов, собраний, неприкосновенность личности и жилища.
Но главное место в уставах профсоюзов занимали экономические требования: установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, улучшение условий труда и быта.
Таким образом, профсоюзы превратились в ведущие центры защиты прав и жизненных интересов рабочего класса. Они выступали организаторами забастовок и других массовых акций протеста, играли важную роль в борьбе против капиталистической эксплуатации, выдвигали насущные демократические требования.
Параллельно формировалось советское законодательство о труде. Одним из первых стал принятый в октябре 1917 года декрет о «О восьмичасовом рабочем дне».
Вместе с тем труд становился не просто правом, но и повинностью, обязанностью населения.
Летом 1918 года была образована Государственная инспекция труда. Появились законы, регулирующие заключение коллективных договоров, а также Временные правила об отпусках: рабочим и служащим впервые гарантировалось право на двухнедельный отдых по истечении полугода работы на одном месте.
В декабре 1918 года был принят первый в истории России Кодекс законов о труде. Он вводил ряд прогрессивных норм: заработную плату за труд не ниже прожиточного минимума, еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов, нормы о пособиях по болезни, беременности и безработице.
В 1918 году большую полемику вызывал вопрос пути развития профсоюзов.
Одни считали, что профсоюзы должны заняться организацией хозяйственной жизни страны. Другие -, что профсоюзам нужно самим стать властью, определяющей развитие производства и страны в целом. Третьи считали, что слияние профсоюзов с госаппаратом невозможно. Так, секретарь ВЦСПС, большевик Сергей Лозовский, говорил: «Сама жизнь создаст организации, которые будут брать на себя защиту интересов рабочих».
Окончательную точку в отношениях между профсоюзами, компартией и государством поставил Владимир Ленин: « Профсоюзы не есть организация государственная, это не есть организация принуждения. Это есть организация воспитательная, организация вовлечения, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйствования, школа коммунизма.
История Российских профсоюзов - это часть истории мирового движения. Конечно, с национальной спецификой возникновения и развития. Поэтому Российские профсоюзы отличаются от зарубежных. Если в странах Западной Европы и США профессиональные союзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические.
Первые профсоюзы появились в 70 – 80 гг. XVIII в. в Англии, ранее других вставшей на путь капитализации производства, хотя законодательно они были признаны в 1824 году и объединяли в основном высококвалифицированных рабочих одной профессии. Со временем эти организации стали называться профессиональными союзами – тред-юнионами (trade – профессия, ремесло и union – объединение).
Рождение профсоюзных организаций в образовании, как и в целом профсоюзов – не случайность, а объективная закономерность, обусловленная, прежде всего, социально-экономическими условиями в стране.
Объединенные процессы в учительской среде России зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения стали съезды народных учителей.
Первый съезд народных учителей состоялся ещё в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня учителей, а также являлся своеобразной формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.
Учредительный же Съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию состоялся в июне 1905 года в Финляндии. На нём присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. На Съезде было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано центральное бюро союза, утверждён Устав.
Наличие политических целей в программных документах являлось характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения. Но уже через год состоявшийся в Финляндии 3 Съезд Профсоюза в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.
А ещё через год 4 Съезд Всероссийского Союза учителей признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства.
Тем не менее, в 1917 году в учительском движении произошёл раскол по политическим мотивам, поскольку деятельность Союза была направлена против советской власти.
Восстановить деятельность Союза после раскола, произошедшего в 1917 году, удалось только через два года по предложению В.И.Ленина. С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры, который в 1922 году был разделён на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.
Одним из главных направлений становится культурная работа: просветительские вечера, экскурсии, кружки, публичные лекции.
20-е годы в истории профсоюзов - своеобразная эпоха Они оставались тесно связаны с партийно-государственной машиной и занимались в основном организационно-хозяйственной работой.
Создание учительского профсоюза в Приенисейской Сибири берет свое начало с 1904 года, именно этот исторический период с 1904 по 1929 гг. описаны в книге В.В. Бибиковой. Архивные документы, свидетельства очевидцев, факты, которые во многом определяют и сегодняшний день нашего Профсоюза, расширяют и углубляют представления об его задачах в прошлом и на настоящем этапе развития, позволяют заглянуть в будущее.
В 1904 году в Красноярске было организовано общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в Енисейской Губернии.
Помощь заключалась в выдаче нуждающимся пособий на условиях возвратных кредитов и в удовлетворении духовных потребностей.
В общество входили не только учителя, но и почетные лица города Красноярска, сделавшие в пользу общества значительные пожертвования.
Средства общества образовывались от доходов, публичных лекций, спектаклей и концертов. Члены общества имели право получать ссуды из кассы общества, но часть учителей, получивших средства, не возвращали их.
Правление помогало учителям в трудоустройстве, предоставлении удешевленной медицинской помощи, торговые фирмы делали скидки.
В развитии общество прошло несколько этапов. В Красноярском краеведческом музее сохранился один из протоколов одного их собраний 12 июля 1905 года. Анализ тем докладов и выступлений показывает прогрессивный характер подходов к решению проблем народного образования. Однако вопросы были проведены в жизнь только после Октябрьской революции.
В апреле 1921 года – образовался Енисейский губернский отдел Профсоюза работников просвещения и социалистической культуры. Начало оказалось трудным. Сказалась удаленность от центра, непонимание, зачем это нужно. Но дело потихоньку двигалось. В середине 20-х годов членами Красноярского профсоюза были более 3х тысяч человек.
С 1926 по 1933 годы действовало Красноярское окружное правление профсоюза работников просвещения.
1930 – е годы.
Переход к системе «пятилеток», то есть к государственному планированию производственных показателей на пять лет, породил новое движение: социалистическое соревнование между бригадами, цехами и предприятиями.
Нельзя недооценивать положение о все возрастающей роли профсоюзов по мере развития социалистического общества. Так, в 1933 году профсоюзам были переданы функции управления государственным социальным страхованием, охраной труда. В управление профсоюзам была передана развитая система оздоровительных учреждений – сотни здравниц и домов отдыха, а также научно-исследовательские институты, занимавшиеся проблемами организации и безопасности труда.
2/3 бюджета социального страхования направлялось на лечение и предупреждение профзаболеваний.
С 1936 года на профсоюзы была возложена работа по развитию туристско-экскурсионного дела. Профсоюзы финансировали строительство новых спортивных сооружений, организацию Всесоюзных спартакиад, соревнований, смотров-конкурсов. Благодаря этому туризм и спорт в СССР стал массовым.
Центром массово-производственной работы профсоюзов в трудовых коллективах являлись производственные совещания. Они явились наилучшей формой вовлечения рабочих в производственные дела. Поддержание трудовой дисциплины было также отнесено к ведению профсоюзных организаций.
Между тем, к началу 1940-х годов профсоюзы насчитывали в своих рядах 25 миллионов человек и были самой крупной общественной организацией.
1940-е годы.
С самого начала войны был создан правительственный Совет по эвакуации, ответственный за перемещение в безопасные регионы страны промышленных производств, учреждений и людей. Возглавил этот Совет глава ВЦСПС (Всероссийский центр советов профессиональных союзов) Николай Шверник. Профсоюзным работникам всех уровней было предписано считать себя мобилизованными для обеспечения эвакуационных мероприятий.
Также уже в первые дни войны был создан Фонд обороны социалистической Родины. Из средств ВЦСПС и ЦК профсоюзов в Фонд обороны страны были внесены 100млн.рублей на строительство танковой колонны «Профсоюзы СССР» и двух эскадрилий самолетов.
Курортно-оздоровительная инфраструктора, которой располагали профсоюзы, была мобилизована на нужды военной медицины. В составе ВЦСПС создано централизованное Управление госпиталями, а в профсоюзных санаториях и домах отдыха размещены десятки тысяч коек для раненых.
К 1943 году профсоюзы создали больше 50 интернатов для детей-сирот, а в 1944 году на организацию новых интернатов и детских домов ассигновали около 5 млн.рублей
Без преувеличения - красноярские профсоюзы также в годы Великой Отечественной войны внесли солидную лепту в Победу над врагом.
В сжатые сроки предстояло перевести народное хозяйство на военные рельсы: с участием профсоюзов проводилась реконструкция местных предприятий, осваивалось новое оборудование и технология выпуска продукции на предприятиях, эвакуированных с западных регионов страны. Всего за годы войны Красноярский край принял 42 крупных предприятия из 20 городов.
Красноярские профсоюзы также создавали госпитали, готовили медицинских сестер, участвовали в подготовке лыжников и снайперов, собирали теплые вещи для воинов, средства на строительство танков и самолетов. Каждый местком профсоюза образования шествовал над каким-нибудь госпиталем.
Профсоюзы не ослабляли заботу об улучшении материального и культурно-бытового обслуживания трудящихся. На их плечи легла и забота о семьях фронтовиков, инвалидов войны, развитии индивидуального и коллективного огородничества.
1950 – 1980-е годы.
Это время можно считать «золотым веком» советских профсоюзов с поправкой, конечно, на своеобразие их функций в советском обществе: партийный контроль, встроенность в систему государственного управления и постоянную необходимость совмещать защитные функции с производственными задачами. Как и прежде профсоюзы сохраняли за собой право распоряжаться огромными страховыми фондами страны. Путешествия и туризм стали самой распространенной формой досуга граждан. Созданный в 1960-х годах при ВЦСПС Центральный совет по туризму и экскурсиям становится одной из крупнейших туристических организаций в мире.
При участии профсоюзов уже в 1967 году устанавливается на предприятиях 8-часовой рабочий день, пять рабочих и два выходных дня. Начинается массовое строительство типового жилья в городах, благодаря которому миллионам стала доступна невиданная прежде роскошь – отдельная квартира.
В 1971 году был принят новый Кодекс законов о труде, который зафиксировал, что труд является неотъемлимым правом человека, и гарантировал защиту работников от необоснованных отказов и дискриминации при приеме на работу.
Стала обычной практика совместных постановлений ЦК КПСС, Совмина и ВЦСПС по ключевым вопросам, связанным с интересами рабочих. А проекты государственных планов – годовых и пятилетних – рассматривались президиумом ВЦСПС.
Значительным событием для профсоюзных организаций стало принятие в июле 1958 года Президиумом Верховного Совета СССР «Положения о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации». По сути, это был первый правовой акт, всесторонне регулирующий деятельность профсоюзных организаций на местном уровне и определяющий основы взаимоотношения профсоюзных комитетов с администрацией предприятий, учреждений и организаций.
Благодаря принятию этого документа профсоюзные организации получили право вовлечения работающих в управление производством, заключения коллективных договоров, участия в распределении фондов материального поощрения и фондов социально-культурных мероприятий, в улучшении жилищно-бытовых условий работников.
Красноярская краевая организация профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений (так назывался наш профсоюз в те годы) , решая задачу социалистического соревнования, была включена в учебный процесс, инспектировала школы, занималась воспитательной, культурно-массовой работой, контролировала учет и распределение жилья, управляла фондом социального страхования. Много вниманию уделялось положению студентов.
Именно в это время краевой профсоюз организовал в крае движение «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу».
С 1980 по 1994 годы руководителем краевой организации профсоюза была Валентина Александровна Горелкина. Авторитет Валентины Александровны был настолько высок, что ее избрали депутатом Верховного Совета СССР. Она была среди тех, кто инициировал принятие Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Начало 1990-х годов.
Начавшаяся в середине 80-х годов «перестройка» привела к глубокому реформированию государства и общества, переходу экономики на рыночный путь развития, изменению места политических и общественных организаций в структуре общества, переосмыслению роли и функций профессиональных союзов в решении проблем защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюзов.
1989-1990 годы стали тем историческим рубежом, когда прошло официальное (на уровне основных профсоюзных документов – уставов, программ, деклараций) и в значительной мере фактическое отречение профсоюзов от прежнего своего политического статуса.
В марте 1990 года вместо ВЦСПС была создана Федерация Независимых профсоюзов РСФСР (с 1991 года Федерация независимых профсоюзов России).
К этому времени численность российских профсоюзов составляла 54 млн человек. (В настоящее время федерация профсоюзов объединяет более 19 млн членов профсоюзов).
Одновременно проходило реформирование и становление отраслевых профсоюзов.
На состоявшемся 26-27 сентября 1990 года Съезде Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений было провозглашено создание Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы.
Первым председателем Профсоюза образования был избран Владимир Михайлович Яковлев, который проработал в этой должности до августа 2003 года.
Съезд проходил в сложных социально-экономических условиях. Низкий уровень заработной платы в отрасли, большая наполняемость групп и классов. Политическая и социальная нестабильность в стране. Именно в этих условиях Профсоюз отказывается от многих устаревших функций, провозглашает себя независимым от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, политических партий и их объединений, вносит существенные изменения в Устав профсоюза, вырабатывает новую программу действий. Провозглашает в качестве главной функции – защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов учителей и других работников отрасли.
Период становления профсоюзов в начале 90-х годов проходил в исключительно сложных общественно-политических условиях. Профсоюзы в полной мере ощутили на себе целенаправленное наступление на свои права.
В середине 1992 года профсоюзы утратили контроль над фондом социального страхования. Новая Конституция РФ 1993 года лишила профсоюзы права законодательной инициативы. Правительство открыто, нарушая действующие законодательные нормы, вело к устранению профсоюзов от контроля за соблюдением трудового законодательства, состоянием условий и охраны труда.
В 1994 году председателем Красноярской краевой организации Профсоюза образования избрана Людмила Васильевна Косарынцева.
А с 1995 года в отрасли начался обвал с невыплатой в срок заработной платы, который продолжался практически 5 лет.
Именно в этот период пришлось осваивать непривычные для социалистического времени формы работы – создание забастовочного комитета, участие в публичных акциях, в работе всевозможных комиссий, подписание протоколов и соглашений, что позволило краевой организации профсоюза осуществлять общественный контроль за распределением финансовых средств на выплату заработной платы.
В условиях становления рыночных отношений решение сложных задач по защите социально-трудовых интересов работников профсоюзы стремятся осуществить прежде всего через механизм социального партнерства.
Практически с нуля осваивали практику заключения коллективных договоров, районных и городских соглашений, поскольку до 1990 года в отрасли образования они не заключались
Принятый в 1996 году ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепил право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на участие в регулировании коллективных трудовых споров, на ведение коллективных переговоров, на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и др.
В.М.Яковлев внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории.
На IV (внеочередном) Съезде Профсоюза в сентябре 2003 года Председателем Профсоюза была избрана Меркулова Галина Ивановна.
2000-2020 годы.
В феврале 2000 года, являясь кандидатом на пост Президента РФ, Владимир Путин впервые участвовал на заседании ГенСовета ФНПР и заявил о заинтересованности в том, чтобы профсоюзы были влиятельной и авторитетной силой в обществе.
С 2000 года между правительством, политическими партиями и профсоюзами началась бурная дискуссия о том, в каком направлении будет изменен КЗоТ. В результате серьезной полемики, которая иногда проходила в форме пикетов, в качестве базового был принят проект, который был наиболее близок к позиции профсоюзов. Далее была сформирована специальная Комиссия, в результате работы которой был принят Государственной Думой и вступил в силу с 2002 года так называемый «согласованный» вариант Трудового Кодекса.
В Трудовом Кодексе появилась норма о соцпартнерстве и его механизмах, поэтому 2000- е годы можно считать временем оживления в России института социального партнерства.
Кроме того, в ТК РФ была зафиксирована еще одна норма: минимальный размер оплаты труда не может быть ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения. Но из содержавшейся в том же ТК оговорки, что повышение МРОТ должно регламентироваться отдельным законодательством, соблюдение этой нормы профсоюзам пришлось добиваться многие годы.
Профсоюзы начали эту борьбу, когда МРОТ был равен 83 рублям 49 коп. И теперь с 2020 года норма, что МРОТ не ниже прожиточного минимума, гарантирована Конституцией РФ.
Общероссийский Профсоюз образования, его структурные организации в 2012 году провели большую работу по закреплению в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» прав и гарантий педагогических работников, которых в проекте Закона не было.
Это: - предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В Красноярском крае, благодаря действиям Профсоюза, коммунальные льготы предоставляются в полном обьеме и сохраняются для пенсионеров, ушедшим на пенсию.
-право на досрочное назначение трудовой пенсии,
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
- право на сокращенную продолжительность рабочего времени,
- -право на длительный отпуск сроком до одного года и другие права!
Наши дни.
Сила и влиятельность профсоюзов зависит от степени единения трудящихся. Чем выше процент членства в профсоюзе, тем сильнее профсоюз в целом.
Министр просвещения России Сергей Кравцов на состоявшемся 19 марта 2025 года X Съезде Общероссийского Профсоюза образования подчеркнул, что «без Профсоюза не может полноценно развиваться система образования». Он также поблагодарил Профсоюз за работу и активную позицию по защите прав и интересов педагогов и отметил, что «министерству очень важно реагировать на те сигналы, которые подает Профсоюз».
На X Съезде Общероссийского Профсоюза образования впервые прошли выборы Президента Профсоюза.
Президентом Профсоюза была избрана Меркулова Галина Ивановна.
Председателем Профсоюза избрана Солодилова Лариса Александровна.
На Съезде были приняты приоритетные направления деятельности Профсоюза на 2025-2029 г.г.
Среди основных это:
- Содействие повышению уровня реального содержания заработной платы работников и совершенствованию её структуры, в том числе повышению уровня федеральных гарантий по оплате труда за выполнение нормы часов педагогической (преподавательской) работы.
- Содействие повышению социального статуса педагогических работников и престижа педагогической профессии.
- Осуществление защиты чести, достоинства и деловой репутации работников, в том числе от физического и психического насилия, оскорбления личности со стороны участников отношений в сфере образования.
- Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (в том числе законодательства об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением условий коллективных договоров и соглашений.
- Восстановление нарушенных социально-трудовых прав членов Профсоюза.
- Организация и проведение профессиональных конкурсов и иных мероприятий по обеспечению непрерывного профессионального роста работников, в том числе совместно с социальными партнёрами и общественными объединениями.
- Содействие созданию здоровьесберегающей среды в образовательных организациях, включая профилактику насилия в отношении работников.
- Содействие принятию и сохранению эффективных мер социальной поддержки различных категорий педагогических и иных работников образовательных организаций, а также неработающих пенсионеров – членов Профсоюза.
Завершился Съезд исполнением Гимна Общероссийского Профсоюза образования. Текст и музыка авторского коллектива из города Волгограда, который стал победителем в специально проведенном конкурсе.
Ссылка на материалы Х Съезда Профсоюза: